суббота, 11 июня 2016 г.

Светосила объектива

Чтобы понять, что такое светосила, давайте на время переквалифицируемся из фотографов в инженеры-сантехники:) Предположим, мы хотим проконтролировать количество воды, протекающей по трубе от котельной до нашего дома. Как водится, количество вышедшей из котельной воды будет заметно не совпадать с количеством дошедшей до нас. «Водосилой» назовем величину, показывающую, какая доля воды все-таки доходит по назначению.



Аналогичный смысл имеет и светосила объектива. Падающий на его переднюю линзу свет не имеет ни малейшей возможности добраться до плоскости пленки или цифровой матрицы без потерь – он частично отражается и поглощается линзами и стенками объектива, также ослабляется он и при прохождении воздушных промежутков между оптическими элементами. Не углубляясь особенно в физику, скажем, что светосила представляет собой отношение яркости изображения в плоскости пленки или цифровой матрицы к яркости самого предмета, зависит она от диаметра диафрагменного отверстия и фокусного расстояния объектива.

Рассчитывают светосилу как отношение фокусного расстояния к значению максимально открытой диафрагмы, и чем больше полученная величина, тем лучше. Именно в таком виде она встречается в маркировке объективов – например, из обозначений 50 mm f/1,8 и 50 mm f/1,4 сразу можно сделать вывод, что второй объектив имеет большую светосилу (иногда можно встретить сокращенное обозначение, в данном случае 50/1,4 и 50/1,8, при этом цифры могут меняться местами). На зум-объективах светосила часто меняется с изменением фокусного расстояния, в таком случае указывают диапазон изменения, например, 17-55/3,5-5,6. Нетрудно догадаться, что 3,5 относится к фокусному расстоянию 17 мм, а 5,6 – к 55 мм.

Стоит ли переплачивать за более светосильный объектив? Вопрос вовсе не праздный, потому что цена его может отличаться в разы по сравнению с более «темным» собратом - а некоторые объективы, наверное, и вовсе бесценны:) Более светосильный объектив даст возможность сократить выдержку при прочих равных параметрах съемки, что очень полезно в помещении или в условиях слабой освещенности; также светосильные объективы, как правило, имеют более симпатичный рисунок в зоне нерезкости и могут давать меньшую глубину резкости, что может быть очень важно при портретной съемке. Решать вам, исходя из своих задач и вкусов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий